26.12.2013

Типы морских судов

Балкер

Балкер — судно для перевозки насыпных грузов. Как и танкеры, балкеры не оборудованы погрузочными кранами, а имеют в своей конструкции трюмы для насыпных грузов.

Балкер

Эти суда позволяют перевозить огромные объемы груза на дальние расстояния по морю, что снижает затраты на транспортировку. Трюмы балкеров оборудованы специальным образом и очень удобны для морских перевозок насыпных и навалочных грузов. Трюмы имеют плотные задвижки, что обеспечивает сохранность груза на всем пути следования. К насыпным грузам относятся, например, зерно, уголь, соль и многие другие такого типа.

Многие балкеры имеют универсальное строение и позволяют перевозить не только насыпные, но и наливные грузы, такие как нефть. Такие суда называют:

  • OBO Ore Bulk Oil – руда, навалочный груз, нефть;
  • OBC Ore Bulk Containers – руда, навалочный груз, контейнеры.

Кроме этого балкеры могут быть оборудованы трюмами для перевозки автомобилей. Такое комбинирование увеличивает эффективность балкеров при перевозке различных типов грузов. Универсальность является главным достоинством балкеров и позволяет сократить расходы при морской транспортировке.

Морские контейнеровозы

Контейнеровоз — это судно для перевозки контейнеров. Их появление связано с возникновением универсальной тары — контейнеров. Контейнеровозы бывают двух типов: морские и фидерные.
containerovoz

Морские контейнеровозы применяются в большем количестве в морских перевозках грузов. Они осуществляют перевозки грузов в контейнерах между континентами: Азия — Европа, Северная или Южная Америка — Европа и по другим маршрутам. Фидерные контейнеровозы специализированы на доставке из небольших портов в крупные, в которых все грузы консолидируются и отправляются на морских контейнеровозах на другие континенты.

Контейнерные перевозки имеют огромные объемы и они постоянно растут, занимая первое место среди прочих видов грузоперевозок. В результате количество морских судов для перевозки контейнеров резко возросло и начали появляться новые типы судов.

Грузовые трюмы контейнеровозов оборудованы вертикальными направляющими, которые позволяют загружать контейнеры строго друг на друга и предотвращают смещение их во время транспортировки. Кроме внутренних отсеков, верхние палубы также предназначены для погрузки на них контейнеров. Такой подход является более рациональным и увеличивает количество перевозимого груза в несколько раз, что снижает стоимость доставки.

На палубе контейнера подвержены многим внешним факторам, которые могут нанести ущерб грузу. Поэтому их креплению и размещению уделяется особое внимание. На грузовой палубе каждый контейнер фиксируется специальными креплениями: цепями, штангами, талперами.

При погрузке соблюдается пропорция между количеством контейнеров в трюмах и на палубе и составляет три к одному. Контейнеровозы обычно не оборудованы погрузочными механизмами. Их загрузка и разгрузка осуществляется кранами в портах.

Технические помещения и каюты находятся на высокой надстройке, чтобы контейнеры не закрывали видимый обзор. Для увеличения безопасности управления контейнеровозы оборудованы видеокамерами на носовых мачтах. Все современные контейнеровозы оснащены на высоком техническом уровне.

Ролкер

Ролкер — морское судно для перевозки грузов, которые загружаются/выгружаются горизонтально.
rolker

Основные типы ролкеров:

  • «ро-ро» — только горизонтальный способ загрузки – накатная техника, грузы на европаллетах
  • «ло-ро» — горизонтальный и вертикальный тип загрузки (с помощью крана)

Рост объемов грузоперевозок и унификация грузов привели к необходимости применять новые технологии перегрузки и новые типы судов. Такие морские суда стали называть ролкеры с горизонтальным способом загрузки — от английских слов roll on — roll off – вкатывай — выкатывай. На ролкерах можно перевозить автомобили, трейлеры, контейнеры, грузы на поддонах и европаллетах.

Большое количество ролкеров используется при морских перевозках между странами Европы. Также такие суда отлично подходят для перевозок между континентами. Структура ролкеров сходна с паромами, но в них отсутствуют жилые помещения. За счет отсутствия кают увеличена грузовая площадь. Грузовые палубы оснащены лифтами и наклонными аппарелями.

Погрузка-разгрузка ролкеров производится с помощью рампы, которая соединяет судно с причалом. Эти механизмы могут устанавливаться на корме, бортах или носовой части палубы. Кормовые рампы бывают прямые и угловые. Угловые более универсальны, так как с их помощью погрузо-разгрузочные работы можно производить у любого причала, что не может позволить прямая рампа. Бортовые и носовые рампы используются как вспомогательные к кормовым для ускорения процесса разгрузки ролкера.

При необходимости палуба ролкера  может использоваться для перевозки контейнеров, что увеличивает объем перевозимого груза. При этом погрузка-выгрузка может происходить в параллельном режиме, при котором контейнеры перегружаются с помощью специальных кранов, а из грузовых трюмов через кормовую рампу можно перегружать автомобили и грузы типа «ро-ро». К вспомогательной погрузочной технике относятся вилочные погрузчики, тельферы, трейлеры, которые имеются на борту ролкера и существенно сокращают время погрузки.

Паромы

Паромы — это своего рода ролкеры, так как они загружаются через устройства заезда — носовые и кормовые аппарели. Паромы являются накатными пассажирскими судами.

parom

Пассажирские суда стали развиваться в период между двумя мировыми войнами в середине 20-го века. Количество пассажирских перевозок между Америкой и Европой постоянно росло и тем самым усиливало конкуренцию на рынке судостроения.

Для достижения этого делалось все: повышался комфорт, размеры, а также скорость передвижения. Но при высоких скоростях требовались большие затраты на топливо и приходилось выбирать оптимальный вариант между скоростью и стоимостью.

Паромы относятся к отдельной группе, так как предназначены для перевозки как пассажиров, так и колесной техники. Основное развитие паромных перевозок получило в начале 70-х годов 20-го века. Сейчас паромное сообщение особенно развито в Европе и странах Азии. Спрос на такой вид транспорта высокий за счет высокого развития стран Европы, а также из-за возможности путешествовать вместе со своим автомобилем.

Конструкция паромов

Конструкция паромов состоит из внутренних палуб, на которых перевозятся автомобили и другой накатный груз. Для перемещения между палубами используются лифты и специальные наклонные плоскости. Для загрузки используются рампы и бортовые лацпорты. Выгрузка производится через ворота противоположные тем, через которые производилась загрузка. Для погрузки могут использоваться тягачи и вилочные погрузчики.

Места для пассажиров оборудованы на высоком уровне комфорта сравнимом с круизными лайнерами. Кроме этого для людей предусмотрены различные места отдыха и развлечений.

Сухогруз

Сухогруз — судно для перевозки упакованного штучного товара, который требует особых условий, то есть генеральный груз. Также сухогруз применяется для перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов.

Сухогруз

Грузовые отсеки представляют собой трюмы с люками. Более габаритные грузы крепятся на палубе с помощью тросов. Для погрузки и разгрузки используются локальные грузовые краны и стрелы. При погрузке товара необходимо точно соблюдать баланс, чтобы не произошло опрокидывание судна.

К сухогрузам также относятся рефрижераторные суда, которые применяются для перевозки продуктов, например, мяса, рыбы, фруктов. Сухогрузы могут вставать у не оборудованных причалов и самостоятельно осуществлять разгрузку или погрузку.

Универсальные сухогрузные суда отлично подходят для непрерывных поставок сырья во многих отраслях промышленности, что обеспечивает бесперебойную работу предприятий.

Танкер

Танкер — морское судно, предназначенное для перевозки грузов наливом. К грузам такого типа относятся всевозможные нефтепродукты, сжиженный газ, химические жидкости, цемент, масло, вино. Танкеры не оборудованы погрузочно-разгрузочными средствами, кроме насосов, и имеют только хранилища для перевозки, которые называются танки.

Танкер

Металлический каркас танкера обшит листами из металла и формирует корпус, который разделяется на отсеки (танки). Танки заполняются жидкими грузами. Двойное дно и борта защищают груз от разлива, что предотвращает во многих случаях порчу груза или заражение водной среды химическими веществами. Первые наливные танкеры появились на рубеже 19-го и 20-го веков и были небольших размеров. Развивающаяся промышленность многих стран потребовала увеличения объемов морских перевозок, что послужило стимулом для построения новых морских судов. В результате габариты и грузоподъемность танкеров постоянно росли, что позволило снижать стоимость морских перевозок.

Новые типы танкеров стали называть супер танкеры и крупнотоннажные танкеры:

  • VLCC – Very Large Crude Oil Carrier – очень большое судно для перевозки сырой нефти;
  • ULCC – Ultra Large Crude Oil Carrier – сверх большое судно для перевозки сырой нефти.

Вместе с ростом габаритов появились проблемы с наличием портов, которые смогут принимать такие огромные судна, а также очень сложно управлять такими гигантами. Для приема и обслуживания самых больших морских танкеров порты оборудуют нефтяными причалами. Эти причалы вынесены далеко на морскую глубину и соединены с берегом нефтепроводом. Танкеры наполняются грузом с помощью мощных насосов.

Большое значение имеют танкеры, предназначенные для перевозки сжиженных газов и различных химических жидких веществ. Многие наливные суда имеют универсальную специализацию, что позволяет перевозить сразу несколько различных видов грузов. Наливные танкеры востребованы на всех направлениях морских перевозок.